Петр Нестеров — русский авиатор, первым в мире выполнивший «мертвую петлю»

0 15

Петр Нестеров — русский авиатор, первым в мире выполнивший «мертвую петлю»

Петр Николаевич Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 году в Нижнем Новгороде, где его отец Николай Федорович служил офицером-воспитателем кадетского корпуса. Глава семейства неожиданно умер в 1890 году в возрасте 27 лет. Жена Николая Федоровича, Маргарита Викторовна, осталась одна с четырьмя детьми. Не имея даже средств на оплату жилья, семья была вынуждена переехать во Вдовий дом — учреждение для призрения вдов государственных служащих Российской империи.

В 10-летнем возрасте Петр поступил в заведение, где ранее служил отец — Нижегородский кадетский корпус имени Аракчеева. Здесь он не только изучал военное дело, но и увлекся музыкой, хорошо играл на мандолине, пел. Кроме того, много читал, предпочитая книги о биографиях великих полководцев и путешествиях.

Через семь лет, в числе лучших выпускников, Петр был направлен в Санкт-Петербург в Михайловское артиллерийское училище, одно из лучших военных учебных заведений России. За два года учебы Петр Нестеров основательно изучил военно-инженерные дисциплины, в 1906 году выдержал выпускные экзамены, получив звание подпоручика. Для прохождения службы 19-летний офицер был отправлен на Дальний Восток в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.

Во Владивостоке Нестеров заинтересовался авиацией, в частности, он занялся разработкой тактики корректировки артиллерийского огня с аэростата, не раз лично поднимался в воздух. В 1910 году Нестеров был переведен в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду, а еще через год, во время отпуска в родном Нижнем Новгороде, Нестеров познакомился с Петром Соколовым, учеником Николая Егоровича Жуковского, основоположника аэродинамики. Именно Соколов убедил молодого офицера-артиллериста вступить в Нижегородское общество воздухоплавания.

Вскоре Соколов и Нестеров принялись за строительство планера. Помощь оказала даже мать Нестерова, которая взялась за изготовление обшивки. Нестерову удалось подняться в воздух всего на несколько метров, планер разогнали с помощью лошади. Но, выбор был сделан, свою дальнейшую судьбу Нестеров решил связать с авиацией. В октябре 1911 года он уехал в Санкт-Петербург и поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу, где через год получил аттестат военного авиатора. Из Петербурга его перевели в Киев, а затем поручик Нестеров отправился в Варшаву.

Несмотря на то, что авиаторский стаж Нестерова был небольшим, его назначили на должность командира отряда. Авиаторов в то время было немного, а Петр Николаевич отличался тем, что был не только способным пилотом, но и занимался конструкторской деятельностью и разработкой новой техники пилотирования. Именно его считают пионером высшего пилотажа.

27 августа 1913 года Нестеров впервые продемонстрировал «мертвую петлю». Произошло это в Киеве на военном аэродроме, расположенном на Сырецком поле. Свою знаменитую «петлю» Нестеров совершил на самолёте «Ньюпор—4», который был оснащен двигателем «Гном». Русский летчик шел на риск, ему сообщили, что такую же фигуру высшего пилотажа разрабатывает француз Адольф Пегу. Поэтому, россиянин, отбросив серьезные теоретические расчеты, пошел на риск. Как оказалось, не зря, прошло всего лишь шесть дней, и француз смог повторить опасный воздушный маневр. Но, он уже носил имя Нестерова. Через несколько дней Петру Николаевичу было присвоено очередное воинское звание – штабс-капитан.

Теоретически возможность совершения «мертвой петли» на летательном аппарате еще в 1890-х годах предсказывал Николай Егорович Жуковский. Он обосновал их в своих работах «К теории летания» и «О парении птиц». Но, для того, чтобы теория была применена на практике, понадобилось более двадцати лет. Киевское Общество воздухоплавания вручило Нестерову золотую медаль, а руководство города — золотой жетон.

У Нестерова было много идей в области авиационного конструирования, но все его планы оборвались летом 1914 года, началась Первая мировая война. штабс-капитан Нестеров был направлен на Юго-Западный фронт, где принял участие в боях за Львов. Здесь Нестеров, одним из первых, применил тактику бомбардировки позиций противника с аэроплана. Причем, делал это настолько успешно, что командование австрийской армии назначило серьезную денежную премию тому, кто сможет сбить русского авиатора.

За один только месяц Нестеров совершил 28 боевых вылетов, что для того времени являлось очень солидным показателем. 26 августа (8 сентября) 1914 года он решился применить воздушный таран самолета противника. в этот день австрийский «Альбатрос» совершал разведывательный полет над позициями русских войск. Причем, находился на такой высоте, что уничтожить его огнем с земли было невозможно.

Нестеров поднял свой самолет в воздух и пошел на таран. Самолеты начала ХХ века были лишены вооружения, поэтому, именно таран являлся наиболее действенным способом уничтожения врага. Самолет австрийцев рухнул на землю, оба пилота погибли. Но и сам Нестеров не смог выжить во время этой атаки у его «Морана» оторвало двигатель.

Отважному русскому пилоту в то время было лишь 27 лет. у него остались жена и двое детей — 5-летняя дочь и 3-летний сын. Гибель Нестерова можно было назвать трагической случайностью, он рассчитывал, на то, что уничтожен будет лишь самолет противника, но ударился виском о ветровое стекло. В ином случае, он, возможно, смог бы посадить свой самолет даже без двигателя. Через несколько месяцев поручик А. Казаков смог после совершения тарана благополучно вернуться на аэродром.

На панихиде присутствовали не только сослуживцы Петра Нестерова, но и руководство штаба, включая генерала Николая Рузского. Из города Жолква тело героя было отправлено в Киев, где состоялись похороны под залпы артиллерийского салюта. Посмертно штабс-капитан Нестеров был награжден орденом Святого Георгия IV степени. На месте гибели уже в 1914 году был установлен монумент. В память о легендарном авиаторе 2 марта 1994 года в Российской Федерации была учреждена медаль Нестерова.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

двадцать − 10 =